Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги

Великая Суббота

Да молчит всякая плоть человеча

и да стоит со страхом и трепетом,

и ничтоже земное в себе да помышляет,

Царь бо царствующих и Господь господствующих

приходит заклатися, и датися в снедь верным...*

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня святая Церковь воспоминает сошествие Господа Иисуса Христа во ад и изведение оттуда душ всех ветхозаветных праведников, которые проникнуты были верою в грядущего Мессию.

Нынешний день, возлюбленные во Христе братия и сестры, стал некогда днем решительной и окончательной борьбы, борьбы не на жизнь, а на смерть между двумя царствами - царством тьмы и зла и царством добра и света. Сатана, посрамленный Иисусом Христом в пустыне, к настоящему времени успел распалить сердца врагов Спасителя самой сильной против Него злобой - до такой степени, до какой человек сам собою никогда не в состоянии и дойти.

Враги Христовы до того поддались влиянию духа злобы, что ярость их против Господа Иисуса вышла совершенно из границ не только умеренности и приличия, но и здравого смысла. Умер Христос на Кресте и похоронен, и, казалось бы, чего им еще нужно, когда они достигли своей цели? Но злоба их на этом не успокаивается, она и Умершему не дает покоя, оскорбляя Его, называя пред Пилатом льстецом и обманщиком, для уверения в чем и гроб Его утверждает печатью и приставляет к нему стражу.

Но гроб и стража не могли удержать Жизнодавца; тогда злоба людская прибегает к подкупу, дает страже деньги - только бы она не говорила правды, решается, таким образом, не только надругаться над правдою вообще и Божественною в особенности, но и вступить в прямую борьбу с нею. Дальше уже идти некуда: иметь все доказательства истинности воскресения Христова и вместе с тем прилагать все усилия к тому, чтобы не допустить огласиться этой истине в народе, - что может быть гнуснее подобного поступка!

Но пока злоба людская ругалась так над высшей правдою и любовью, в то самое время Сын Божий, Сын Девы, поражал в конец исконного врага нашего - диавола - и всю темную силу его. Лукавый, услышав со Креста вопль Единородного: Боже мой, Боже мой! почто Ты Меня оставил? (ср. Мф. 27, 46), в своем безумном ослеплении подумал: "если бы Сей Иисус был Единородный Отцу, то Отец не оставил бы Его". Поэтому сатана уже торжествовал, предвкушая, что он вот-вот воспримет к себе на вечное жительство в преисподних ада и душу Сего Праведника. Но пока он так ликует в своем омрачении и ослеплении, темницы ада вдруг освещаются и пред сатаной и всей темной силой является Единородный Сын Божий, соединенный с душою человеческой. Обомлела сила вражия, узрев Иисуса Христа, и поняла свою ошибку. Любовь Божественная восторжествовала наконец над злобою сатанинскою. Сатана, увидев себя и все свое полчище связанным и узников, выводимых из темницы в райские обители, сильно вострепетал и ужаснулся.

Страшно отселе для демонов имя Иисусово, невыносимо и нестерпимо для них знамение честнаго и животворящего Креста. Правда, и сейчас духи злобы обитают в воздушных пространствах и ищут, кого поглотить, но уже не как князи, а как разбойники. Они имеют влияние лишь на тех, кто добровольно им предается.

По одержании победы над сатаною, Спаситель торжественно препровождает души ветхозаветных праведников в райские обители, а затем душа Его возвращается к Своему телу, лежащему во гробе, и вот оно оживает и само одухотворяется. Попрана напоследок и смерть - Христос воскрес! Мир вам! (Ин. 20, 19), - возвещает Он ученикам Своим, являясь им по воскресении и мир, сходящий с небес и превосходящий всякий ум, исполняет радостотворным трепетом сердца их. Окрыленные Божественным всепрощением, благоволением и благодатию, они текут после сего с непостижимым мужеством к народам и племенам, неведающим Бога, с проповедью о Распятом, со словом мира, любви, правды, свободы, братства и слово их, казавшееся на первых порах этому миру безумием, с течением времени приемлется с любовью царями и мудрецами языческими и целыми народами. И так Победитель ада и смерти являет Себя, наконец, и Победителем греха и всего зла, внесенного в мир чрез диавола грехом первого человека.

Воспоминая сегодня сошествие Спасителя мира во ад и изведение Им оттуда всех ветхозаветных праведников и самую победу над адом, мы должны, дорогие братия и сестры, радоваться, потому что ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало*. Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос - наше упование и наша надежда - и в этой земной жизни, и в будущей, по неложному Его обетованию: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Аминь.

1964 г.

Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги