Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси 

Назад ☧ К оглавлению ☧ Вперед
Начало сайта ☧ Библиотека

Мордовская и малорусская легенды о миротворении

Описанный в летописи разсказ волхвов о сотворении человека в более целом виде сохранился среди мордвы, среди природных финнов. По мордовской редакции человека вздумал сотворить не Чам-Пас, добрый верховный бог, а Шайтан, злой бог, сатана. Шайтан лепил тело человека из глины, песку и земли; выходили у него то свинья, то собака, гады; Шайтану же хотелось слепить человека по образу и подобию Чам-Паса. Тогда Шайтан позвал птичку-мышь и приказал ей вить гнездо в одном конце полотенца, которым Чам-Паса утирается, когда в баню ходит, и развесть там детей: один конец станет, тяжелей и полотенце с гвоздика от неравномерной тяжести упадёт на землю, Шайтан подхватил его и обтёр им свой слепок, и получил человек образ и подобие Божие. После того Шайтан стал оживлять человека, но никак не мог в него вложить живую душу. Душа в человека была в дохнута Чам-Пасом. Между Шайтаном и Чам-Пасом произошёл продолжительный спор: кому должен принадлежать человек? Наконец, когда Чам-Пасу, который её вдунул, а тело гниет, разлагается и идёт к Шайтану. А птичку-мышь Чам-Пас наказал за то, что она послушалась Шайтана, летала на небо и свила гнездо в Чам-Пасовом полотенце: Чам-Пас отнял у неё крылья и приставил ей хвост такой же, как у Шайтана, и дал ей такие же лапы, как у него. Обломки финского сказания о творении человека дьяволом находятся в современных малорусских сказаниях. По одному из них, сатана, в подражание Богу, лепил фигуру по образу своему, и получился козёл, которого сатана не мог оживить. По просьбе дьявола Бог дунул на козла, и козёл стал живой. Происходить спор, чья тварь козёл. «Почему же ты называешь козла своею тварью»? сказал Господ: «ведь я оживил его: твоя глина, а козёл мой». Чтобы прекратить спор, Господь сказал дьяволу: «Если ты удержишь козла, пусть тогда он будет твой; а не удержишь-Мой». Сатана согласился, но удержать козла, который отбивался от него рогами, ему не удалось, только он оторвал часть козлиного хвоста. По-другому разсказу, дьявол стал делать человека, но слепил волка, которого оживил Господ: волк чуть не разорвал дьявола. Вышеприведённый мордовский разсказ о творении человека служит комментарием к летописному разсказу под 1071 г. Летописный разсказ отрывочен, в нём нет стройности и последовательности. Есть основание думать, что описанные летописью волхвы были финны-язычники; если же это были русские, то они свое учение о создании человека заимствовали у финнов.

Назад ☧ К оглавлению ☧ Вперед
Начало сайта ☧ Библиотека

Time spent: 0,00753402709961