Лжеучение

 Саентологии

 


Содержание:

Предисловие

БОЛЬШИНСТВО КУЛЬТОВ, возникших после 1960 годов, полностью оторвались от библейского основания. Главным содержанием их является псевдо-психология, восточный мистицизм, позитивное мышление, оккультизм и безмерный апломб основателя.

Организация саентологии (наукологии) основана Лафайет Рон Хаббардом в начале 50х годов двадцатого века. После Второй мировой войны Хаббард принимал участие в деятельности одной из сатанинских сект, возглавляемой известным сатанистом Алистер Кроули, у которого Хаббард во многом перенял идеи своей псевдорелигиозной системы. Сын Хаббарда свидетельствовал, что большую часть “научных откровений” его отец творил в наркотическом опьянении [3]. Заявляя о своей лояльности ко всем религиям, Хаббард в последние годы жизни открыл “сокровенную тайну,” что его “миссия” на Земле — миссия Антихриста для предотвращения Второго пришествия [2].

Возникшая идея заработать на создании своей религии оказалась плодотворной. Из посредственного и малоимущего писателя основатель Саентологии к концу жизни превратился в мультимиллионера с состоянием в 640 миллионов долларов. Судами многих стран Хаббард был признан преступником, а в ряде стран объявлен нежелательной персоной. Например, в 1978 г. во Франции Хаббард был приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество, но избежал наказания бегством из страны. В США Хаббард в 1977 г. попал в список виновных по делу о хищении секретных документов правительства, но не был осужден на тюремное заключение. В 1985 г. Внутренняя служба США расследовала финансовые мошенничества Хаббарда. От уголовного наказания Хаббарда спасла” только смерть в 1986 г. [3].

В настоящее время (1997 г.) “церковь” Саентологии возглавляется Дэвидом Мискэвиджем, центр — в Лос-Анджелесе.

По данным саентологов, у них имеется 3100 так называемых “церквей,” “миссий” и филиалов в 107 странах мира.

Доктрина

ОРГАНИЗАЦИЯ САЕНТОЛОГИИ объявляет себя церковью. Однако инструкции, написанные Хаббардом, показывают, что в основе организации лежат отнюдь не религиозные соображения, а прямой коммерческий интерес. Неослабевающая погоня за прибылью выражена в собственных словах Хаббарда: “Делайте деньги — делайте больше денег — заставляйте других людей работать так, чтобы делать деньги.”

Книга Хаббарда “Дианетика — современная наука душевного здоровья” содержит сведения из области психологии, смешанные с информацией из книг по оккультизму и магии, а “инграммы,” главное понятие в Саентологии, являются псевдонаучной версией древних представлений о карме. Другими источниками Саентологии являются:

Сам термин “саентология” адепты расшифровывают как “изучение знания” (на английском языке термин “саентология” обычно употребляется как “наукообразие"). Вначале Хаббард пытался подать свою Дианетику как науку, но, встретив полное неприятие со стороны ученых, вынужден был дать ей религиозное “прикрытие.” Саентологи всячески пытаются придать своему учению оттенок научности: их литература насыщена самодельными специальными наукообразными терминами и сокращениями, используются компьютерные методы, тесты, графики. Однако подлинной науки в учении нет. Все сводится к штудированию догматов, изложенных в книгах Хаббарда. Любое устное или письменное слово основателя принимается как непреложная истина.

Наиболее объективно суть саентологической доктрины отражена в выступлении немецкой делегации на Семинаре ОВСЕ о свободе вероисповедания (Варшава, 16-19 апреля 1996 г.):

“Основной догмат Саентологии состоит в том, что мир обречен на уничтожение. Саентологи утверждают, что Рон Хаббард разработал единственный возможный путь к спасению. В Дианетике он описал способ “раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей человека.” Он понимает человеческое здравомыслие как банк данных, который единственный может решить все проблемы, если обеспечен полной и правильной информацией. Работу сознания Хаббард рассматривает через функционирование двух частей: “аналитического” ума, ответственного за решение жизненных проблем, и “реактивного” ума, хранящего чувственные записи болезненных событий, так называемые “инграммы,” которые рассматриваются как помеха решению жизненных вопросов и являются причиной психологических проблем. Целью Дианетики является “удаление” таких инграмм. В результате такого процесса “очищения” предполагается появление индивидуума со сверхчеловеческими способностями, свободного от каких-либо физических и умственных расстройств, так называемый “клир."

Так как Дианетика вначале возникла как форма самопомощи, не содержащей каких-либо элементов религии, Хаббард приступил к созданию Саентологии, как науки о знании в полном смысле, в котором Дианетика была только частью. Саентология учит, что за пределами тела и ума существует основной элемент личности, называемый “тетан,” представляющий человеческий дух или жизненную энергию, который обладает сверхъестественными возможностями. С точки зрения Хаббарда, тетаны могут покидать тело, которое они заселяют, и существовать за пределами физической вселенной. В таком состоянии этот дух, или жизненная энергия, якобы приобретает новый, более высокий уровень существования, где на него не влияют всякие жизненные неприятности. Это и есть путь достижения полной душевной свободы или состояния “Действующий тетан.” Это достигается после того, как человек прошел состояние “клир.”

Согласно саентологической доктрине действующий тетан — это ключ к бессмертию, поскольку он способен контролировать физическое вещество, энергию, пространство и время. В идеале, действующий тетан не вселен в тело, но находится поблизости от него. Постулируется, что любой, кто использует саентологическую технологию, может стать самоопределенным, действительно богоподобным сверхсуществом, не ограниченным пределами пространства и времени.

Необходимость полной трансформации общества по саентологическому образу вытекает из аргумента, что мир в его настоящей кондиции обречен на уничтожение. “Спасение возможно только через применение хаббардовской технологии.” Саентология, таким образом, претендует на роль окончательного арбитра и единственного пути спасения. Она эксплуатирует человеческий страх, чтобы продать людям свои курсы и тренировочные программы, которые называет мостом к полной свободе. При этом предъявляются требования беспрекословного послушания и безусловного принятия саентологических доктрин. Для подавления всякого независимого мышления разработаны и предлагаются специальные курсы общения и, так называемый, одитинг. Более того, хранятся записи сессий одитинга, которые затем пропускаются через аналитика.

Таким образом, информация о людях, ищущих помощи, так же как и об их родственниках и друзьях, становится полностью доступной для саентологической организации. При таком подходе совершенно отсутствует почва для диалога и объективных дебатов: наоборот, критики должны быть запуганы и подавлены. Саентологическая доктрина доходит до полного отрицания права на критику.

Чтобы достичь цели в “клировании” планеты, члены саентологической организации призваны занимать ключевые позиции в обществе, бизнесе и политике. В 1979 г. правящая верхушка Мирового Института Саентологического Предпринимательства (WISE) отметила начало плановой инфильтрации в сферу бизнеса. Задачей WISE является внедрение в сферу бизнеса стандартизованной хаббардовской технологии управления. В публикации “Что такое Саентология?” [11] WISE связывает свою деятельность не только с чисто экономическим ростом и увеличением прибыли, но и с расширением своего социального и политического влияний в обществе. Организация критикует правительства за недостаток административной технологии, в то время как каждый член WISE рассматривается как гарант причинности, порядка и стабильности.

Личность основателя

ЛАФАЙЕТ РОНАЛЬД ХАББАРД (1912-1986) является одним из самых загадочных и скрытных современных религиозных лидеров. До основания своей организации он был писателем-фантастом. Журнал “Тайм” писал, что, выступая на съезде писателей в 1949 году в Нью--Джерси, Хаббард заявил: “Писать, чтобы получать по центу за слово — смешно. Если человек действительно хочет сделать миллионы долларов, то лучший способ — это основать свою религию” (5 апр. 1976 г. с. 57). Через год после этого он выпустил свою книгу Дианетика, а еще через год — книгу по Саентологии, чем положил идеологический фундамент своей псевдорелигии.

Чтобы создать авторитет своему лидеру, Общество саентологии представляет Хаббарда величайшим религиозным мыслителем, научным гением и героем Второй мировой войны. В официальных саентологических публикациях говорится, что Хаббард был одним из первых ядерных физиков США. Фактически он прослушал лишь один вводный курс по молекулярной и ядерной физике в университете Джорджа Вашингтона, но так и не смог сдать экзамен, как и по многим другим предметам, за что был отчислен со второго курса университета.

Послужной список Хаббарда является подделкой, что было подтверждено архивом ВМФ США в ответ на многочисленные запросы. Документально подтверждено, что Хаббард не получил ни одной боевой награды просто потому, что он не участвовал ни в одном бою. Мы уже писали выше, что приводимая в заявлении выписка из медицинского заключения военно-морского госпиталя в Окленде не подтверждает ранения Хаббарда.

Секвойский университет, выдавший Хаббарду почетную степень Доктора философии за заслуги в области Дианетики и Саентологии, в 1958 г. был закрыт департаментом образования за недостойную научного и образовательного учреждения торговлю дипломами. Сам Хаббард отказался от использования звания Доктора в 1966 году, по всей видимости, именно из-за скандальной известности Секвойского университета.

Джеральд Армстронг, бывший долгое время личным архивистом Хаббарда, ознакомившись с подлинными документами, был настолько потрясен их несоответствием с "официальной" саентологической версией жизни и деятельности Хаббарда, что ушел из секты и начал борьбу против этой пропитанной ложью организации.

Приводим цитату из заключительной речи судьи Верховного суда Калифорнии Бреккен Риджа: “В дополнение к нарушению, злоупотреблению гражданскими правами своих собственных членов, организация на протяжении ряда лет... изводила и притесняла тех людей за пределами “церкви,” которых она рассматривала как врагов. Совершенно ясно, что организация является шизофренической и параноидальной и, что эта пикантная организация, похоже, является отображением ее основателя Л. Р. Хаббарда. Свидетельства рисуют портрет человека, который был патологическим лжецом в том, что касается его биографии, образования и достижений. Кроме того, его произведения и заявления с очевидностью отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против людей, воспринимаемых им как недружественных.” Девиз его собственного сочинения: "Единственный способ контролировать людей — это лгать им" [3].

Известно, что Хаббард не являлся врачом, не имел не только медицинского, но и вообще высшего образования. Кроме того, он был человеком с не вполне здоровой психикой. Так, в 1947 году он находился на психиатрическом излечении в морском госпитале Оак Кнолл (США). Его сын пишет, что Хаббард, предававшийся различным половым извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и психических расстройств. Он был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма.

Методика “лечения”

САЕНТОЛОГИЯ ПРЕДЛАГАЕТ СВОИ услуги в излечении душевных и физических недугов. Однако методы лечения этой организации являются более чем сомнительными. Фактически они находятся в жестоком конфликте с психиатрией. Имеются многочисленные подтверждения того, что саентологические методы разрушительно влияют на психику человека и зачастую приводят его к самым тяжелым формам депрессии, толкающим на самоубийство. Более того, официальной политикой саентологических организаций является избавление от получивших психические расстройства членов, и в этих случаях официальная психиатрия берется им помочь. Если саентологи и рекомендуют своим будущим членам обратиться к официальной медицине, то для членов организации обращение к ней не поощряется. Это и понятно, ведь Хаббард заявил, что Дианетика излечивает людей от таких болезней как: одержимость, невроз, болезни сердца, плохое зрение, астма, дальтонизм, аллергия, заикание, плохой слух, синусит, гипертония, дерматит, мигрень, всевозможные язвы, артрит, токсикоз беременных, простуды, конъюнктивиты, алкоголизм, туберкулез, рак, лейкемия.

Официальные органы многих стран мира прямо указывают на опасность для здоровья саентологических методов “лечения.” Приводим небольшую выдержку из информационного материала к Приказу Министерства Здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (от 19.06.1996 г. №254) об отмене “Методических рекомендаций программы дезентоксикации” [9]:

“Приказ здравоохранения запрещает использование в практике метода детоксикации и иных методов Саентологии, вытекающих из учения Л.Р.Хаббарда, т.к. эти методики не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали что эти методы оказывают разрушительное действие на организм человека и его психику (например, не имея лицензии используют методы гипнотического воздействия). В мировой научной литературе и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов.”

Выступление Клаудиа Нольте, Федерального министра ФРГ, (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и детей [10]):

“Саентология может быть гибельной для личности по многим причинам. Претензия организации на абсолютную истину во всех сферах жизни во многом заставляет своих членов принимать позицию, что если ты не с ними, то ты против них, и в отдельных случаях вызывает разрыв с семьей и друзьями. Саентология со своей платой за курсы до 100.000 немецких марок эксплуатирует своих членов в финансовом отношении, приводя многих своих зависимых членов к финансовому краху. Саентология возбуждает в людях чувство страха, а затем используют его для того, чтобы продать свои дорогостоящие курсы и тренинги. Потенциальных членов убеждают, что единственный путь к выживанию может быть только в мире, управляемом учением Саентологии и что только использование Саентологической “технологии” может спасти мир.

Саентологические методы вовлечения тонки и разнообразны: через персональный контакт на улицах, листовки, периодику, рекламу, книги и журналы. Саентология в полной мере использует тот факт, что часто люди не могут найти разумный путь преодоления навалившихся проблем и опасностей в окружающей их жизни. Обещая решить все элементарные проблемы ( такие как сила личности и успех, здоровье, интеллект и самоутверждение), саентологии выглядит так, как будто она в основном является разновидностью консультаций по решению жизненных проблем. Каждому потенциальному члену проводится мысль, что Саентология может показать ему путь, как прийти в согласие с окружающий жизнью. Одна из действенных вовлекающих методик основана на бесплатном личном тесте (Оксфордский тест), который часто дает негативные результаты для тестируемых. Исследование показало, что этот тест не имеет никакой научной достоверности и служит только для вовлечения людей в цепь Саентологических курсов. Новый слушатель постепенно вовлекается в психологическую и финансовую зависимость от системы. Кроме того существуют еще тесты для подбора персонала, которые тоже представляют определенную опасность для компаний и всего общества.”

Преступная деятельность

“ЦЕРКОВЬ” САЕНТОЛОГИИ следует отнести к разряду деструктивных псевдо-религиозных организаций, о чем свидетельствуют многочисленные документы, перечисленные в библиографии.

Ниже приводим отзывы специалистов, рассмотревших деятельность “церкви” саентологии. В своем постановлении Государственная Дума Российской Федерации “...об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России” (от 15 декабря 1996 г.) пишет: “В Российской Федерации в настоящее время действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных и жестко руководимых из-за рубежа. Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется деятельности специальных служб. Особенно преуспела в этом американская Саентологическая церковь. Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России... Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой Дианетики — вербовочные структуры Саентологической церкви, которую германские государственные органы определили как “криминальную коммерческую организацию с элементами психотеррора.”

Вот отрывок из исследования, подготовленного экспертами Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации по поводу деятельности “Церкви саентологии” и ее дочерних организаций [8]. “Полицией многих стран признано, что саентологическими организациями создана крупная шпионская сеть, собирающая информацию законными и незаконными методами (в т.ч. военного и секретного характера). Например, некоторые высшие руководители секты, включая жену Хаббарда, были осуждены в США в 1977 году за систематическое хищение секретных документов армии, флота, таможенной службы, ЦРУ, Судебной палаты и др. Преступные действия также содержит процедура одитинга, по сути относящаяся к практике в психиатрии без лицензии. Люди, без должной базы образования, манипулируют подсознанием человека после нескольких часов сомнительной тренировки. Поэтому случается, что пострадавшие сходят с ума или у них возникают непредсказуемые последствия (вплоть до попыток самоубийства) после нескольких сеансов одитинга, рекламируемых саентологией как абсолютно безопасных.”

Заявление для прессы Постоянной конференции министров внутренних дел Германии (№ 19/94 от 6.05.94 г. Бранденбург, Потсдам): “Обзор деятельности Организации саентологов. В настоящее время Организация саентологов представляется органам внутренней безопасности, уполномоченным вести уголовные расследования и защищать общество, как организация, которая под прикрытием религиозного объединения соединяет в себе элементы экономической преступности и психотеррора в отношении собственных членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями. Основа ее деятельности лежит в области экономической преступности. Вследствие этого государственные меры должны быть применены именно в этой области” [8].

Выступление Клаудиа Нольте, Федерального министра ФРГ, (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и детей [10]):

“Саентология представляет собой мировую организацию с жесткой иерархической структурой. Нет надежных цифр о ее численности, но сама организация заявляет, что имеет 30.000 членов в Германии. “Саентологическая Церковь Германии” была основана в Мюнхене в 1970 г. и является зарегестрированной ассоциацией.

Я считаю, что Саентология является одной из наиболее агрессивных группировок в нашем обществе. Эта организация вызывает все более возрастающее беспокойство. Саентология использует очень изощренные методы в своей попытке проникнуть в общество и контролировать людей, делая их зависимыми от нее. Она также сомнительно понимает демократию и имеет бесчеловечное представление об обществе. Мы не можем позволить организации такого типа и дальше распространяться в Германии, поэтому мы должны использовать все возможные средства, чтобы предпринять действия против активности Саентологической организации.

Почему Саентология так опасна? Вид, в котором Саентология показывает сама себя, выглядит достаточно безобидным и может показаться даже привлекательным, но будьте осторожны: Саентология не является ни религиозным обществом, ни идеологической группой, ни “церковью.” Ее единственный интерес чисто экономический. Эта точка зрения, которой придерживается Федеральное правительство, была подтверждена Федеральным Судом по Трудовым Спорам в его приговоре от 22 марта 1995. Суд охарактеризовал тот факт, что Саентология, согласно собственным записям, постоянно требует от своих членов достижения все больших вершин, как факт бесчеловечный и пагубный для вовлеченных. Суд также указал на тоталитарное устройство, которое демонстрируется одновременно как в хаббардовских письменных приказах, так и в практике организации. Мне представляется ясным, что то, что мы здесь имеем под маской религиозного общества, является организацией, идеология которой имеет тоталитарный характер и которая занимается сомнительными делами в развязной манере и без разбора средств.

Саентология борется за мировое господство. Целью Саентологической организации является то, что можно назвать создание нового человека и нового мира, в котором все функционирует по саентологическим правилам. Это представляет огромную опасность, так как в обществе, управляемом по таким принципам, не будет места гражданским правам и свободам. Согласно учению Л.Рон Хаббарда, основателя Саентологии, любая демократия бесполезна.”

В июне 1992 г. канадский суд признал “Церковь саентологии” виновной в уголовных преступлениях. Саентологические организации находятся под следствием в Испании и Франции (в 1990 г. около 30 саентологов, включая руководителей организации, были арестованы по обвинению в подлогах, заговоре с целью подлога и незаконной медицинской практике, аресты последовали после самоубийства одного из адептов). Правительство Германии лишило Саентологию статуса религиозной организации, а министр по делам семьи, стариков, женщин и детей Клаудиа Нолте официально заявила, что сделает все возможное для избавления Германии от саентологической угрозы [2]. Только за последние несколько лет религиозный статус “Церкви саентологии” и освобождение ее от налогов были отменены также во Франции, и Дании. В Швеции парламентом были открыты для публики материалы саентологической доктрины высших степеней посвящения.

В июле 1996 г. греческий суд закрыл греческую саентологическую организацию в Афинах (КЕГЕ) после получения 4200 жалоб и после изучения документов, обнаруженных во время обыска Афинского отделения “Церкви саентологии.”

В апреле 1996 г. Апелляционный суд США подтвердил прежнее решение в деле саентологов против Драйва Майо (культ был принужден выплатить Майо 2,9 млн долларов судебных издержек).

По сообщению Международной службы Рейтер от 22 ноября 1996 года, суд города Лиона (Франция) признал в ноябре 1996 г. Жан-Жака Мазьера, бывшего главу французской “Церкви саентологии,” виновным в убийстве Патриса Вика и приговорил его к тюремному заключению. Суд вынес обвинительное заключение еще 14 подсудимым, связанным с “Церковью саентологии,” по обвинениям в хищениях и мошенничестве. В октябре 1996 г. в Марселе три саентолога были приговорены к условному тюремному заключению за действия по давлению на свидетеля-эксперта в лионском процессе. В Голландии провалился процесс, начатый “Церковью саентологии” с целью предотвращения рассекречивания материалов собственной доктрины различных уровней посвящения.

Анализ и Отношение

Христианства к Саентологии

ТАКОВЫ факты и таковы "плоды" этого лжеучения. Христос предупреждал о том, что в последние времена объявятся "спасители" человечества: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их" (Мат. 7:15-16). И еще: "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым, ибо дерево познается по плоду" (Мат. 12:33).

Что же нового открыл Хаббард и положил в основу своей методики лечения? Совершенно очевидно, что отрицая Церковь и обряды, члены этой организации оказываются вовлеченными в другую веру, но с противоположным знаком, и со своими обрядами. Одитинг — это отвратительная пародия на исповедь. Человек исповедует свое сокровенное другому, случайному, допытывающемуся до мелочей, сугубо личных и за этим допросом-исповедью следует по аналогии отпущение грехов. Факт же "очищения" констатирует прибор — творение рук человеческих.

Основным понятием в Саентологии являются так называемые инграммы. Этим понятием обозначаются подсознательные болезненные впечатления из опыта прошлых лет, а также впечатления из предыдущих жизней. Эти инграммы обладают энергией, отрицательно влияющей на человека в протяжении всей его жизни. Так ли это?

Здесь мы встречаем нечто подобное христианскому понятию греха. На протяжении всей жизни человек совершает разные поступки — добрые или злые. Его постигают скорби, печали, болезни, которые очень часто бывают следствием совершенного им когда-то зла, которое оставляет мрачный след в душе человека и так или иначе влияет на ход его последующей жизни. Как же избавиться от влияния этого скопившегося зла и очистить душу?

По всему Ветхому Завету красной нитью проходят призывы Пророков — "Покайтесь!" "Покайтесь!" — звучит громогласный призыв Иоанна Предтечи "Ибо приблизилось Царство Небесное" (Мат. 3:2). "Покайтесь!" — слышим мы призывы Иисуса Христа и Святых Апостолов.

Во всех писаниях Святых Отцов и Учителей Церкви мы можем видеть, какое огромное значение придавали они одному из семи величайших Таинств Православной церкви — Исповеди. Приведем лишь несколько примеров того, какую силу и влияние оказывают давние нераскаянные грехи на последующую жизнь человека.

На эту тему приводим ответ Старца Оптинского Амвросия больному дьякону по поводу его болезни [15]. “Вы пишите, что уже более 2-х лет страдаете от неизвестной болезни, которую и врачи не могут определить, и что вас одолевают постоянная тоска, задумчивость и сердечная боль. Хотя заочно неудобно разрешать такого рода недоумения и болезни, но судя по тоске и страху, которые с вами бывают, думаю, что началом и первой причиной болезни вашей были детские грехи, которые, должно быть, вы не умели или стыдились исповедать вовремя, как должно; а это следовало вам сделать, особенно при посвящении вас в дьяконы. Второй причиной то, что может быть, вы не всегда хранили свою совесть, при совмещении дьяконского служения и супружеской жизни, чему нередко препятствует или излишнее употребление горячительных напитков, или невоздержание относительно раздражительности и гнева. Каждая из этих немощей и одна имеет силу приносить великий вред душевный, и тем паче могут вредить, если совмещаются в одно время. Такое же положение и состояние бывает, когда человек, несмотря на свои немощи и неисправности, не смиряется, а превозносится и унижает других.

В болезни вашей, думаю, прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне такого духовника, перед которым бы вы могли, с полной верой и с совершенной искренностью, смиренно исповедать все тяготящее совесть вашу, начиная с 6-и лет и до сего дня; а во-вторых, — если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, и впредь твердо решитесь хранить себя и свою совесть, то можно надеяться, что не только избавитесь от отягощающей вас тоски и страха, но и в самой телесной болезни, милостью и помощью Божией, получите облегчение, какое будет вам полезно.”

А вот на эту же тему его совет больному Василию [15]. “В письме твоем ты жалуешься на свою болезнь. Принеси чистосердечное покаяние Богу, в искренней исповеди духовному отцу, от 7 лет, и за всю жизнь подробно. Причастись также и Святых Таин, и особоруйся святым елеем. И после старайся жить по заповедям Божиим. И ежели на пользу тебе здоровье, то Господь укрепит тебя. Отслужи и молебен Спасителю, Божией Матери и св. великом. Пантелеимону … Держи тело в чистоте и помыслами упражняйся в благочестивых занятиях.”

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: “Никто пусть не думает, что грех есть нечто маловажное. Нет, грех — страшное зло, убивающее душу и ныне и в будущем веке. Грешник в будущем веке связывается по рукам и по ногам (говорится о душе) и ввергается во тьму кромешную, как говорит Спаситель: “Связав ему руки и ноги, ввергните во тьму кромешную” (Мт. 22:13), т.е. он совершенно теряет свободу всех сил душевных, которые, будучи созданы для свободной деятельности, терпят через это какую-то убийственную бездейственность для всякого добра: в душе сознает грешник свои силы и в то же время чувствует, что силы его связаны какими-то нерасторжимыми цепями … Еще в нынешнем веке грех связывает и убивает душу: кто из боящихся Бога не знает, какая скорбь и теснота поражает их душу, какой мучительно палящий огонь свирепствует в груди их, когда сделан ими какой-либо грех? … К сожалению большая часть людей добровольно носит в своем сердце сатанинскую тяжесть и так привыкли к ней, что часто и не чувствуют ее и даже увеличивают ее незаметно. Иногда, впрочем, злобный враг удесятеряет в них свою тяжесть, и тогда они страшно унывают, малодушествуют, ропщут, хулят имя Божие. Обыкновенное средство прогонять тоску у людей века сего — вечера, карты, танцы, театры. Но эти средства после еще более увеличивают скуку и томление сердца. Если же обратятся они к Богу, тогда спадает с сердце их тяжесть, и они видят ясно, что прежде на их сердце лежала величайшая тяжесть, хотя они часто и не чувствовали ее. О, как много людей которые оставили Господа, Источника воды живой и выкопали себе “колодцы сокрушенные,” не могущие содержать живой воды.”

В заключение приведем мысль преп. Исаака Сирина о силе Покаяния: “После таинства Крещения, как благодать на благодать, людям дано Покаяние: потому что Покаяние есть второе возрождение от Бога. Оно есть дверь милости: этой дверью входим в Божию милость, и кроме этого входа не обретешь милости.”

И вот после краткого обзора о сути и значении исповеди и покаяния вновь возникает вопрос: какая же новая идея положена в основу методики лечения Хаббарда и в чем же состоит различие между одитингом и исповедью.

Почему после глубокой и искренней исповеди человек получает громадное облегчение, чувствует себя обновленным, как вновь родившимся, а после одитинга зачастую наступают столь драматические последствия, которые приводят к самоубийствам, тяжелейшим депрессиям, а иногда и к лишению рассудка, после чего ничего иного не остается делать, как идти к врачу-психиатру:

1. Таинство Покаяния дано от Бога: "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Марк. 2:10). Христос через Духа Святого передал апостолам власть прощать грехи: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Матф. 18:18). И с того времени и до сих пор в Православии сохранилась апостольская преемственность и с нею таинство отпущения грехов. Этого не может делать любой человек по своему произволению, а только законно рукоположенный священнослужитель.

2. Бог никогда не нарушал свободной воли человека. Поэтому человек идет на Исповедь совершенно сознательно, с твердым намерением исправиться и с упованием на милосердие Божие, в надежде получить прощение грехов, потому что Бог — это Любовь и он хочет спасения всех.

3. Самая главная разница состоит в том, что Исповедь всегда должна сопровождаться самым искренним признанием своей вины перед Богом и намерением больше не грешить. Только при этих условиях она достигает своей цели.

При одитинге, как мы уже писали выше, человек исповедует свое сокровенное обыкновенному человеку, зачастую с очень поверхностным треннингом, по утвержденным Хаббардом методикам весьма сомнительного характера. Одитинг никогда не проводится за один раз, а в несколько приемов. Пациент предупреждается о том, что искусственное прерывание одитинга (неявка на последующие сеансы) приводит к очень негативным последствиям. Этим в сознание пациента вносится элемент страха. Каждый последующий сеанс требует соответствующей увеличивающейся оплаты, т. е. возникает элемент зависимости.

И самое главное — отсутствует момент раскаяния перед Богом — именно Того Единственного, Кто имеет власть и силу излечить больную душу!

Хаббард отвергает христианское покаяние: "Крайне унизительно и бесчестно говорить человеку, что он должен раскаяться, что он — зло." В Саентологии Спасение, как и в буддизме, — это освобождение от перевоплощений, от бесплодного круга рождений и смертей [16]. И тем не менее они заявляют о высокой эффективности своего метода лечения. Очевидно, результаты лечения напрямую зависят от причин вызвавших болезненное состояние пациента. Это могут быть различные травмирующие ситуации, перенесенные в прошлом, но не являющиеся прямым следствием греха. Например, потеря единственного ребенка, появление различных видов фобий (страхов); — ребенок в детстве тонул — водобоязнь, — и как следствие, заикание, нарушение мочеполовой системы, недержание мочи; последствия травм, связанных с тяжелыми автомобильными авариями; изнасилование в детском возрасте, часто приводящее к психическим нарушениям и бесплодию и т. д.

Безусловно, такого рода события накладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь и приводят к различным заболеваниям, как физическим, так и психическим. Вполне возможно, что в одитинге, при правильно проведенной беседе с пациентом и с определенной дозой внушения, может наступить известное улучшение. Но ведь эта задача под силу и традиционной медицине: психиатры, психологи отлично справляются с такого рода проблемами.Но совсем иное дело, когда негативные впечатления собираются на совести человека в результате нарушения им высших духовных законов, то есть — грехов. Здесь методы одитинга оказываются совершенно беспомощными, так что пациенты могут почувствовать даже ухудшение своих внутренних проблем.

В действительности нет иного способа очищения души, как только через Таинство Исповеди и Покаяния перед Богом посредством священника, наделенного этой властью.

Поначалу Саентология возникла как светская организация. Позже она стала именовать себя "церковью,” очевидно, с целью освобождения от подоходных налогов и чтобы отвести от себя судебные иски со стороны недовольных пациентов.Однако религиозной эта организация не может быть по той простой причине, что понятие Бога в ней просто отсутствует. Их теологическая концепсия [11] сводится к тому, что тетаны (то есть все мы) были могущественными, сверхразумными, духовными, бессмертными существами, происхождение которых уходит в те далекие времена, когда еще не было материи, энергии, пространства и времени. С появлением всего этого, тетаны в процессе своей эволюции прошли через различные низшие формы жизни, включая морских животных, птиц, ленивцев, на их пути к человеческому облику. Следующая стадия в эволюции человека (по Хаббарду) — "хомо-новос,” которую он описывает как "очень высокую и богоподобную.” С деталями всего этого можно познакомиться, прочитав книгу Хаббарда "История человека.”

Согласно Хаббарду, жизнь — это игра в которуй руководят тетаны. По собственной воле они опустились на землю, в низшие слои материи, что бы поиграть в эту замечательную игру, которая называется "жизнь.” При этом произошло резкое ограничение присущих им способностей. Это ограничение способностей передавалось последующим поколениям тетанов. И так уж случилось, что они совершенно забыли о своем истинном высоком духовном происхождении и о своем первоначальном состоянии — в общем, застряли в материи. Кроме того, они потеряли способность концентрировать свою мощную духовную энергию и стали отождествлять себя с теми физическими оболочками в которых они пребывают.

Но, к счастью их, на горизонте появляется Хаббард. Случай совершенно беспрецедентный, так как те знания, которыми он располагает, на протяжении всей истории земли не были доступны человечеству. Будду и Христа он конечно признает продвинутыми тетанами, хотя и они являются лишь тенью, слабым отражением тех могущественных существ, которыми были тетаны изначально.Но тот факт что "Земля и все дела на ней сгорят" — Хаббарду известны. А тут еще какое-то "Второе пришествие" грядет, как снег на голову, которое просто необходимо предотвратить. Учитывая свою столь высокую миссию, он и считает, что нужно спешить с трансформацией человечества.

А сделать это легко. Нужно лишь прочистить засоренные инграммами мозги с помощью одитинга и Е-метра (электрогальванометра) и все проблемы решены. При этом, как считает Хаббард, высвободится огромное количество духовной (психической) энергии и тетаны не будут больше нуждаться в физических оболочках. Непонятно только с какой целью тогда накапливаются миллионы. Все это может показаться лирическим отступлением, однако это действительно и есть теология саентологов.

Но ведь мы знаем, что свято место пусто не бывает. Не может ум быть безвидным и пустым. Чем же он может заполниться после столь интенсивной очистки от инграмм?

"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит он по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда и вышел. И пришед находит его незанятым; выметенным и убранным: Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мат. 12:43-45).

Истинную сущность саентологии и действительно религиозное содержание узнать можно лишь на секретных курсах для "Действующих тетанов" (кстати очень дорогих курсах). Подлинное учение, как видно, для простых смертных скрывается. Но почему? Не потому ли, что путем обмана и двусмысленности действует лишь тот, кто в Библии назван "отцом лжи?"Но и в этом ничего нового нет, т.к. во все времена тайными, эзотерическими знаниями о высших духовных истинах владела лишь определенная элита, именовавшая себя "Великими посвященными.” Знания эти тщательным образом скрывались от простого народа с той лишь целью, чтобы держать его в повиновении и страхе.

И только с приходом на землю Христа все, что когда-то тщательно скрывалось за семью печатями от простого народа, Он открыл и дал всем, сказав:Я есть путь, истина и жизнь” (Ин. 14:6). И Церковь поет: “Слава Тебе, показавшему нам Свет!” Все Богостроительство открыто людям в Священном писании. Все высочайшие Таинства стали доступны всем верующим людям. Врата Православной Церкви открыты для всех. Пусть приходит каждый и берет столько, сколько может вместить. К сожалению, не все люди, приходящие в Церковь, осознают силу, данных им Церковью Таинств. Так, зачастую Исповедь и Покаяние бывают формальными, неискренними, многие утаивают грехи не понимая того, что они исповедуются перед Богом, и что грехи их уже известны и Небу и аду.

Не все сознают колоссальную силу Таинства Святого Причастия, которое по сути своей является “каналом” подключения к Божественной энергии, данной Христом всем верующим людям. "Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь пребывает во мне и я в нем" (Ин. 6:56). И это и есть то, что исцеляет, укрепляет, наставляет, просвещает; силу Святой воды, освященной молитвами храме и т.д.

Разного рода целители, ясновидящие, гадалки прекрасно все это чувствуют и осознают. Они частенько приходят в церковь, чтобы “подзарядиться” энергией от святых икон, очиститься, прихватить святой водички для своих корыстных целей, а в последнее время дошли уже до того, что пытаются заснять себя в церкви на видеокассету для рекламного ролика, пытаясь этим показать, что и они вхожи в церковь, а значит деятельность их от Бога, и этим повысить свой авторитет. Поначалу у них все выглядит хорошо, как и у саентологов. Но вскорости вносится все тот же элемент страха и зависимости: человеку совершенно необходимо осуществлять все новые ритуалы и обряды, иначе его проблема не может быть решена и вообще будет плохо т.к. прерывать все это нельзя. Плата при этом начинает возрастать в геометрической прогрессии. А если человек пытается просто исчезнуть с их горизонта, то начинаются угрозы и запугивания. В общем тоже и в саентологии: бесконечные одитинги, новые курсы и трейнинги, как выясняется впоследствии, учиться на них нужно всю оставшуюся жизнь, а иначе невозможно спастись и тем более достигнуть высшей степени посвящения — Тетан-7. В результате всего этого, человека иногда обирают просто до нитки.

Все эти "технологии" стары как мир и очень похожи — разница только в масштабах. И если многим сейчас представляется, что главные притязания Саентологической организации сводятся к тому, чтобы расширить свое влияние в сферах бизнеса, политики и экономики, то по мере просачивания их секретной информации, все более очевидной становится их главная цель — трансформация общества для своих корыстных и политических целей.

Где спасение?

Отчего же люди попадают в сети всевозможных сект, культов, организаций, а не идут в Церковь, где все для всех доступно, открыто, нет насилия над волей и выкачивания денег. Кроме того организуются бесплатные занятия по изучению Священного писания, в доступной форме написанная литература, освещающая религиозно-философские проблемы, толкование Библии, жития Святых и т. д. Всегда человек может получить совет в сложной жизненной ситуации, а иногда и материальную поддержку?

Так не потому ли что: "Всякий делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3:20).

"Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примите" (Ин. 5:43).

Христианство — это не только высокое учение, это прежде всего образ жизни. Это узкий путь, на который не каждый желает становиться. Фактически это означает взять крест свой и следовать за Христом: "Если кто хочет идти за мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за мной" (Лук. 9:24). Но что есть крест и как отвергнуться себя? Это значит покончить со своей греховной натурой, решительно отказаться от того, чем мы привыкли услаждаться: пьянство, блуд, прелюбодеяние, зависть, осуждение других, ненависть, месть, гордыня, страсть обогащения, властолюбие, слава человеческая и т. д.

А вместо этого облечься в кротость, смирение и любовь, даже к врагам, при этом до конца не понимая смысла этого всего. Но если есть желание, устремление, направление воли к этому, с Божией помощью все можно постигнуть и преодолеть. И тогда откроется смысл того, как работают Высшие духовные законы. Да, это не делается вдруг, но терпение и милосердие Божие удивительны. Да, это трудно, потому что это есть ломка себя, но нет другого пути к спасению: "Истинно, истинно говорю вам: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Ну, а если такого устремления нет, то "Кто не берет креста своего и следует за мной, тот не достоин меня" (Мат. 10:38).

Именно поэтому нам кажется гораздо проще пойти к гадалке или “целителю,” или примкнуть к какому-нибудь культу, типа Саентологии — в надежде на то, что этот “некто” избавит нас от всех наших проблем, исправит и наладит нашу исковерканную жизнь. Правда, для этого нужно уплатить какую-то сумму денег, но за то не нужно заниматься самокритикой и прилагать какие-либо усилия для своего нравственного возрождения.

Однако, это и есть тот широкий путь, который ведет к погибели. Не даром сказано: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их” (Мат. 7:13-14).

Верующему человеку очевидно, что вне Православной Церкви духовного здоровья не обрести. А неверующие бросаются на разные курсы, обучаются аутотренингу и “наконец,” обретают Дианетику.

Странники хаббардовской “Дороги к счастью” теряют своих друзей, распадаются их семьи и многие вместо духовного здоровья приобретают психические недуги, их начинают преследовать навязчивые идеи, депрессии. Пытаясь воздействовать на окружающих, согласно дианетическим установкам, они оказываются в изоляции, ибо жизнь разрушает искусственные отношения и требует искренности, а не наигранного сочувствия; деятельности, а не игровых ходов "честной игры.” Но, к сожалению, не все имеющие уши, слышат, не все, имеющие глаза, видят. Остается уповать на Божию милость, заступничество Божией Матери, да защитят они нас от очередного идола, созданного психически нездоровым разумом.

Заключение

Итак, Саентология — это смесь псевдонауки с псевдорелигией, построенная на соединении индуизма, буддизма и сомнительных научных предположений. Ее методы лечения являются — вредны и могут оставить непоправимые последствия. Ее методы вербования членов и борьбы с несогласными — прямо преступны.

 

Библиография

 

1. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. // Миссионерское обозрение. — 1996. — 1М3.- С.8.

2. Капкан безграничной свободы. Сборник статей о саентологии / Под ред. А.Л.Дворкина.- М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996.

3. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.--83 с.

4. Итоговое заявление Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России,” Москва, 16-20 мая 1994 г. 0 Альфа и Омега.-1994.- М2.

5. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России / Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286 с.

6. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека" (Санкт-Петербург, 12 января 1996 г.) I/ Миссионерское обозрение.-1996.- М3.- С.4-6.

7. Миссионерское обозрение.- 1996.- М2.- С.2.

8. Аналитический вестник ) Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: "Оборона и безопасность — 8.”- Выпуск 28.- М., 1996.

9. Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. М254 "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" // Тверская, 13 (газета Правительства Москвы), 18-24 июля 1996 г.- М29.

10. German Comments, Review of Рolitics and Culture, 42, Аргil 1996, рр.85-88.

11. "What is Scientology?"- New Ега РиЬlication International, 1993, р. 449.

12. Хаббард Л.Р. Дианетика: Современная наука душевного здоровья.- М., 1993.

13. "Засветите пленку, иначе отсюда не выйдете!" I/ Рабочая трибуна, 27 июля 1996 г.

14. Татьянин День (Москва) — 1996. — х8. — С.31.й8

15. "Собрание писем блаженной памяти Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам" —Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908г. Кеме рово, Знаменская церковь. 239с. (с. 107, 148).

  1. Джош Макдауэлл, Дон Стюарт. М15 "Обманщики,” 1993г., 224 с. (с. 148).

Go to the top


Миссионерский листок

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 1996 and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА

Редактор: Архимандрит Александр (Милеант)

(Scientology.doc, 11-08-97)