Назад к содержанию книги.

БЕСЕДА О СВЯТОМ ЦАРЕ

И ПРОРОКЕ ДАВИДЕ

И СЫНЕ ЕГО АВЕССАЛОМЕ

 

Эту беседу мы посвятим святому царю, псалмопевцу и пророку Давиду и сыну его Авессалому. Мы будем говорить о красоте, о высокомерии и о том, к каким плачевным результатам приводят людей общественные движения, называемые бунтами, революциями и восстаниями.

***

 Что говорит нам Священное Писание об Авессаломе, сыне царя Давида? Сказано: Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, — а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, — то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому. И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию (2 Цар. 14, 25–27). Итак, слово Господне показывает нам Авессалома как красивого человека, о внешней красоте которого говорится, что от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка; в этих словах выражен идеал красивого человека, которого люди хотят иметь перед собою как некий образец, как некий эталон.

 

Посмотрите, как сейчас, в современном нам обществе, культивируется понятие красоты: красоты лица, красоты тела. Проводятся даже специальные встречи так называемых “красивых людей”, и жюри выбирает самого красивого. Проводятся конкурсы красоты не только среди женщин, но и среди мужчин, замеряются бедра, замеряется толщина бицепсов, проверяется крепость рук, стройность ног. Люди постоянно хотят найти некие эталоны красоты. Одни говорят, что красивый человек — это высокий человек. Другие говорят, что не обязательно он должен быть очень высоким, но у него должно быть очень выразительное лицо. Множест-во людей придает значение своим волосам, и мы видим, что Авессалом также был человеком, который занимался своим внеш-ним видом: каждый год его не просто стригли, но при этом еще и взвешивали его волосы. Я думаю, что даже самым изысканным современным модникам не придет в голову после стрижки заниматься взвешиванием своих волос. А этот человек был настолько изыскан, настолько понимал, как он красив, что обращал внимание на все, даже на свои волосы и на то, сколько они весят. Авессалом — это очень современный нам человек, он живет теми же идеалами, что и множество людей, окружающих нас сегодня. Авессалом очень хорошо, органично вписался бы в современные конкурсы красоты и в Европе, и в Америке, и в России. И наверняка бы победил на них и стал бы самым красивым мужчиной года.

 

Но вот слово Божие предлагает нам повествование об Авессаломе — одно из самых груст-ных повествований в Священном Писании. Почему это так, мы увидим далее. Итак, Авессалом был прекрасный человек, красивый человек, это был идеальный человек — с внешней, плотской стороны. У него была семья, у него родились три сына и одна дочь, по имени Фамарь. Авессалом считался красивым человеком, но он был еще и человеком высокомерным. Сказано: И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал (2 Цар. 14, 28). Авессалом находился под царской опалой, у него был конфликт с его отцом, конфликт, связанный с тем, что Авессалом мстил Амнону, другому сыну Давидову, за бесчестие своей сестры, девицы, которую также звали Фамарь. У Фамари сложилась печальная, можно даже сказать, ужасная судьба. Но это — отдельная история. Говорится далее: И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел придти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел придти. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. И пришли слуги Иоава к нему, разо-драв одежды свои, и сказали: слуги Авессалома выжгли участок твой огнем. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем? (2 Цар. 14, 29–31). В этом эпизоде мы видим высокомерие Авессалома, и не только высокомерие, но и мстительность этого внешне красивого человека. Авессалом хочет восстановить свои отношения с отцом и обращается к Иоаву, который являлся одним из военачальников, приближенных царя Давида. Авессалом думает, что, может быть, через него он сможет примириться с отцом. Представьте себе, какое суровое наказание: два года он не имел права видеть лица своего отца, царь изгнал его от своего лица. На Востоке такое наказание считалось даже хуже смертной казни — так люди относились к лику своего владыки-царя! Лишившись возможности видеть царское лицо, многие даже кончали жизнь самоубийством. И вот Авессалом хочет выйти из этого затруднительного, оскорбительного для него положения, выйти из опалы. Он обращается к Иоаву, но тот не хочет встречаться с ним. Этот военачальник не хочет становиться посредником между отцом и сыном, он понимает, что их отношения слишком сложны для того, чтобы еще и ему оказываться так или иначе вовлеченным в этот конфликт. И можно сказать, что Иоав поступает очень мудро.

 

К сожалению, сейчас очень многие люди готовы вмешиваться в любые конфликты, которые только их окружают. Некоторые, даже православные христиане, считают, что это их прямой долг — вмешаться в конфликт, который произошел в той или иной семье. Люди влезают в конфликты между молодоженами, в конфликты между детьми и родителями. И нередко, не имея духовной подготовки, не имея дара миротворчества, они оказывают своим ближним медвежью услугу. Надо понять, что те отношения, которые имеют место в каждой семье, зачастую слишком интимны, слишком хрупки, слишком натянуты для того, чтобы посторонним людям вмешиваться в них. По крайней мере, очень важно не вмешиваться в отношения, сущест-вующие между детьми и родителями. Но надо сделать все для того, чтобы эти люди сами разобрались в сложившийся у них ситуации. Если вы хотите помочь какой-то семье, создайте условия, чтобы люди смогли общаться. Пригласите детей и родителей в храм, в те места, где действительно распространяется мир Христов. Однако не пытайтесь все решить своими силами, не доверяйте своей логике. Некоторые считают, что они могут все логично “разложить по полкам” и тогда в “опекаемой” ими семье прекратятся все скандалы. Я видел таких людей, которые пытались помогать сразу всем, кто их окружал, и в результате вокруг царил невообразимый хаос. Этого не надо делать, особенно христианам. Мы должны понять, что любая семья — это особый, замкнутый мир, который существует по своим законам. И грубо вторгаться в проблемы той или иной семьи мы не имеем никакого права. Молитвенная поддержка или попытка привести ту или иную семью в Церковь — это другой вопрос.

 

Итак, Иоав был мудрый человек, который понимал, что ему не надо становиться между отцом и сыном. Здесь, из этого столкновения Авессалома с Иоавом, нам начинает открываться, что на самом деле за красотою сына царя, за его благообразием, отсутствием у него каких бы то ни было внешних изъянов скрывались необычайное высокомерие и мстительность. Авессалом приказывает поджечь участок, где Иоав выращивал ячмень — в Писании сказано, что находился он возле участка Авессалома. То есть они были соседями по земельным наделам: у Авессалома был свой участок, и у Иоава был свой участок. И так начинается конфликт между соседями.

 

Конфликтов надо избегать. Люди, живущие рядом с вами в коммунальной квартире или на одной лестничной площадке, — это люди, которых вам дал Господь Бог, потому что в Священном Писании сказано: ни один волос не упадет с головы христианина без воли Отца Небесного (Мф. 10, 30). А раз есть воля Божия, чтобы жить всем рядом, бок о бок, значит, жить вы должны в мире, ничем друг друга не оскорбляя и не задевая. Бывает очень больно и обидно видеть, какими порой христиане являются плохими соседями. Мне приходилось освящать коммунальные квартиры, и был как-то случай: неожиданно во время освящения врывается сосед, бросается ко мне и требует защиты от православной христианки, по приглашению которой я пришел в этот дом. Она, — утверждает сосед, — выживает его с кухни, она постоянно передвигает его стол от окна, поближе к двери, она постоянно что-то делает с его тарелками и так далее. У него было столько претензий, у него накопилось столько обид! Конечно, можно было не обращать внимание на эти его претензии, ведь есть более высокие, более духовные ценности, чем какой-то стол — не все ли равно, где он стоит, это же просто мелочи! Но нам следует помнить о том, что люди мирские живут как раз этими мелочами, и поэтому оскорбить мирского человека намного легче, чем человека религиозного. Верующий человек действительно понимает, что дело не в том, где стоит стол на коммунальной кухне, действительно понимает, что дело не в тарелках — кто ими пользуется. А люди, которые живут в миру, живут рядом с нами, они очень ранимы, и нам надо стараться быть для них добрыми соседями. В Священном Писании сказано, что если человек желает сподобиться рукоположения, стать священнослужителем, то он должен иметь доброе свидетельство от внешних — так писал святой апостол Павел (1 Тим. 3, 7). То есть в древней Церкви, если человека хотели как-то продвинуть по церковной иерархической лестнице, то обращались к его соседям-язычникам и просили: расскажите о нем как о соседе, хороший ли он сосед? Может быть, вы хорошие прихожане, может быть, вы очень регулярно посещаете богослужения, может быть, вы совершаете невероятно долгие паломнические поездки. Но если вы при этом ужасные соседи и не можете иметь доброго свидетельства от внешних, от язычников, которые окружают вас, то зачем же вы ходите в храм, зачем совершаете долгие паломнические поездки, зачем посещаете занятия воскресной школы для взрослых?

Если вы не выносите из своей духовной жизни доброго, приветливого отношения к людям — может быть, даже к очень тяжелым людям — то напрасны ваши труды, ибо в чем оно тогда — ваше христианское благочестие? Христианин должен быть человеком, который приятен всем окружающим людям. По крайней мере, когда дело касается быта, он должен быть простым человеком, человеком доступным, отзывчивым, внимательным, добрым соседом, он должен иметь, как уже сказано, доброе свидетельство от внешних. Я вспоминаю, как некогда мне довелось освящать одно предприятие. Женщина, которая организовывала освящение, — верующая, посещающая храм — в какой-то момент вы-шла в другую комнату, и все работницы этого небольшого коммерческого предприятия наперебой начали уговаривать меня образумить ее. Там был целый ряд проблем материального характера, проблем, связанных с личными отношениями между этой женщиной и ее подчиненными... Учитесь общаться с людьми, особенно с теми, которые окружают вас дома, на работе, — именно эти люди даны Господом вам. Возможно, ваш сосед очень буйный человек, слишком буйный, но для чего-то ведь Господь попустил вам иметь такого соседа? Может быть — для того, чтобы научить вас смирению, или — для того чтобы обуздать эту его буйность и помочь ему стать нормальным человеком, полезным для окружающих людей.

Повнимательней осмотритесь вокруг себя, не поступайте так, как поступал высокомерный Авессалом, который сначала обращается к Иоаву в надежде уладить свой конфликт с отцом, а когда видит, что толку нет, Иоав не реагирует на его призывы, поджигает его ячмень. Если бы пожар на ячменном поле являлся каким-то маловажным обстоятельством, то в Библии не было бы сказано о нем. Священное Писание говорит всегда лишь очень важные, очень нужные, необходимые для нас вещи. И если здесь говорится даже о таких, казалось бы, мелочах, то это делается для того, чтобы вы поняли, что в духовной жизни мелочей не бывает. И тот пожар, тот бунт, который организовывает Авессалом на своем садово-огородном участке против своего соседа, заканчивается потом очень тяжелой трагедией, духовной катастрофой. В конце концов бунт будет организован уже не в рамках садово-огородного участка, а в масштабах всего государства Израиль, и не против соседа, а против родного отца восстанет Авессалом.

 

И вот сказано: И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем? И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лице царя. Если же я виноват, то убей меня. И пошел Иоав к царю и пересказал ему это. И позвал царь Авессалома; он пришел к царю, поклонился ему и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома ( 2 Цар. 14, 31–33). Иметь сложных детей — это всегда очень серьезная проблема, и у Давида был сложный сын — Авессалом. Давид был праведный, благочестивый человек, он право ходил перед Господом своим. Если Давид допускал какие-то погрешности в своей личной жизни, то он умел каяться. Однако он не мог решить проблем со своим сыном, самым близким к себе человеком. Это очень часто бывает: ты умеешь помогать людям, которые мало тебя знают, но близкие люди почему-то не понимают тебя. Как сказано в Евангелии: не пророк человек в отечестве своем, и не лечит врач домашних своих (Лк. 4, 23–24). Действительно, очень трудно бывает в чем-то убеждать религиозным путем людей, которые постоянно видят наш быт, видят, как мы живем. Почему? Потому что мы все далеко не идеальные люди, и у каждого из нас есть свои недостатки, свои грехи, свои падения. Вот и Давиду трудно было общаться со своим сыном Авессаломом. Давид любил сына, и мы видим на протяжении всей истории об Авессаломе, как он не переставал любить его, несмотря ни на что. В народе говорят, что если сын тяжелый, если ребенок в семье неудачник, то мать даже больше любит такого ребенка, больше уделяет ему внимания, нежели тем детям, которые твердо стоят на ногах, которые уже определились в жизни. В этом есть свой смысл, в этом есть своя горькая правда. Я думаю, что само изгнание царем Давидом Авессалома было попыткой образумить этого честолюбивого, высокомерного, мстительного человека. Но чем она закончится, мы узнаем из дальнейшего.

Говорится в 15-й главе 2-й книги Царств: После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов (2 Цар. 15, 1). Отец принял Авессалома, отец допустил его до своего лица, возвратил его из опалы и, кажется, он должен использовать это время для того, чтобы действительно занять достойное место в обществе, среди народа Божия. Но он думает о другом. Авессалом думает о колесницах, он думает о лошадях, он думает о том, что нужно иметь скороходов, то есть людей, которых можно посылать в разные места, с разными поручениями.

Сейчас тоже очень многие молодые люди увлекаются колесницами. Современные колесницы — это машины, иномарки, и молодые люди день и ночь готовы думать об этих машинах: где бы достать хорошую машину, где бы достать хороший движок к хорошей машине, как бы починить машину, как бы перекрасить ее. Путь современной молодежи — это путь Авессалома. Авессалом — это очень яркий пример именно современного разложения молодежи, теперешней молодежи, живущей в двадцатом веке. Он думал о своих колесницах, о лошадях, а сейчас думают о своих машинах, о двигателях к этим машинам.

 

И сказано: И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде (2 Цар. 15, 2–4). Вот так рассуждал о себе и о своем государстве Авессалом. Он останавливал людей, у которых были какие-то сложные дела, требовавшие суда, на улице, останавливал людей, которые шли к царю, и говорил: “если бы я был судьей (имеется в виду, если бы он был царем, потому что суд в Израиле принадлежал тогда царю), то я решал бы все эти дела совсем иначе”.

И сейчас мы очень часто слышим, как наши дети с упреком говорят нам: “если бы мы жили в ваше время, мы были бы совсем другими, мы не оказались бы в такой нищете, в какой оказались вы”. Но наши дети не жили в наше время, они не могут себе представить, что это такое. Молодым людям, высокомерным и наглым, легко говорить о том, что бы они смогли сделать, если бы они заняли какое-либо положение в обществе. Еще апостол Павел говорил, что в последние времена люди будут наглы, злоречивы, родителям непокорны (2 Тим. 3, 2–4). И таких юных, молодых наглецов сейчас стало очень много в обществе, они всё критикуют, всё отрицают вокруг себя, они говорят: “всё плохо!”, хорошо только то, что они имеют в своих мечтах. Вот те воздушные замки, которые они создают в своем воображении, — это хорошо. Они готовы перестроить, переделать весь мир, и они постоянно осуждают людей старшего поколения. Это путч хамитов — помните Хама, сына Ноя, который смеялся над своим отцом? Молодые люди, которые слишком критически осуждают старшее поколение, подобны Авессалому, наглому, гордому, надменному, красавцу, подобны Хаму, который позорил своего родного отца.

 

И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его (2 Цар. 15, 5). Говоря современным языком, Авессалом играл в демократию, показывал, что он очень доступный человек, что в нем можно найти поддерж-ку, на него можно опереться, и если он придет к власти, то все будет в порядке.

 

Сейчас в нашей стране начинается предвыборная кампания, и у нас появилось столько Авессаломов, что трудно себе представить. Все они только о том и говорят, что если они придут к власти, то будут поступать совсем иначе, при них все будет хорошо; они готовы сейчас обнимать каждого человека. Но если они дорвутся до власти, то человек не сможет даже дотянуться до них, они будут ездить в бронированных машинах, в окру-жении плотного кольца телохранителей, и, конечно, забудут обо всех своих обещаниях, забудут обо всем, кроме того, что у них есть одно личное, собственное желание — обогащаться. Почему? Потому что все люди, которые в результате так называемых демократических выборов приходят сегодня к власти, это временщики. Самое страшное — когда человек понимает, что если его избрали, то избрали на короткий срок, и за это время он должен как можно больше успеть обогатиться, успеть обеспечить себя, всех своих родных и близких, молодых послать учиться куда-нибудь за границу, приобрести дачи, дома, машины и так далее.

 

Да, Авессалом очень современный человек, как мы с вами видим из Священного Писания, это действительно человек нашего времени, человек последних времен, человек периода апостасии, периода всеобщего отступления от истинной веры. То, чем он занимается и о чем мы сейчас читаем, это — предвыборная кампания: он хочет, чтобы его избрали царем, вот для него самая главная задача. И поэтому он обнимает, целует людей, встречается с этими людьми, он доступен. Царь сидит во дворце, до царя трудно добраться; до Давида трудно добраться потому, что он был очень трудолюбивый человек, проводил время в молитве, в государственных делах, делал все, что мог. Не всегда получается, даже у хороших людей, когда они оказываются у власти, все решить сразу: выйти из всех сложных ситуаций, помочь обществу. Но Давид трудился, а Авессалом фантазировал, Авессалом рассказывал, каким будет царство при нем, как он поможет людям.

 

Поистине, когда вы сейчас будете видеть целую чреду этих нынешних авессаломов, которые изо всех сил стремятся к власти, то чаще вспоминайте слова псалмопевца и царя Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Не было спасения и в пустых обещаниях, в льстивых словах Авессалома. Его правление, к которому он действительно прорвется, обманув людей, окончится крахом и трагедией для всего израильского народа. Сказано: Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян (2 Цар. 15, 6) — так и сейчас вкрадываются многие люди в сердце России, хотят завоевать популярность, авторитет.

 

И вот Авессалом, этот бунтарь, этот человек, не способный к созиданию, вкрался в сердце Израиля, вкрался в сердца многих людей. Говорится далее: По прошествии сорока лет царствования Давидова, — сорок лет царь Давид управлял Израилем после смерти Саула, — Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услы-шите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне (2 Цар. 15, 7–10). Смотрите, как поступает Авессалом, занимаясь своей предвыборной кампанией, — он пытается обмануть своего родного отца, используя чувства религиозные.

 

Очень часто люди, занимающиеся предвыборным обманом населения, тоже используют имя Господа, постоянно говорят нам о том, например, что они очень хорошо относятся к Церкви и обязательно будут ей помогать — если только наберут нужное количество голосов на выборах. Все эти люди, которые сейчас любой ценой хотят прорваться к власти, очень любят, когда их показывают во время пасхальных богослужений, когда они стоят со свечами, не зная, правда, в какой руке их держать: то ли в левой, то ли в правой. Чаще всего держат в правой; это означает, что они не крестятся, а просто стоят и держат свечу. Но просто стоять в храме и держать свечу может только подсвечник, а православный христианин всегда держит свечу в левой руке, потому что правой он крестится. Эти люди ищут дешевый авторитет, дешевую популярность, и они готовы прикрываться даже именем Господа. Сейчас очень модно стало — беседует какой-нибудь телеобозреватель с тем или иным политиком и спрашивает: “а вы верующий человек?” Это уже такой распро-страненный, шаблонный вопрос. Люди превращают религию в некую разменную монету и начинают спекулировать священными для нас понятиями. Мы должны уяснить себе, что все эти люди — чужие для нас, чужие для Церкви; они преследуют свои личные интересы, как и Авессалом преследовал свои личные интересы, когда говорил о некоем обете, который он якобы дал Господу. Ему нужно было только подальше от отца отойти, чтобы отец не смог дотянуться до него острием своего меча, и тогда уже объявить бунт.

 

И вот Авессалом объявляет бунт; он рассылает повсюду лазутчиков, в определенный момент должны затрубить в трубы, чтобы весь народ — те, кто любит Авессалома, кто поверил его обещаниям — начал кричать: Авессалом воцарился в Хевроне! Далее Священное Писание говорит: С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело (2 Цар. 15, 11).

 

Действительно, зачастую люди по простоте своей начинают принимать участие в тех или иных кампаниях, даже не догадываясь, что их используют в каких-то совершенно бесчестных политических махинациях, спекуляциях. Мы должны раз и навсегда отказаться от любых политических спекуляций, мы не должны заниматься политикой — только потому, что никакой политики на самом деле нет. Ведь только задумайтесь, братия и сестры: что такое политика в современном ее понимании? Я уже говорил об этом и снова к тому же возвращаюсь. Нам объясняют, что есть какая-то жизнь, политическая жизнь, она не религиозная, но она как бы и не отрицает религию. И есть такие люди, которые живут этой жизнью, она за церковной оградой, конечно, эта жизнь, но она не плохая сама по себе и иногда может быть даже полезной для людей, полезной для Церкви. А может и не быть. Одновременно нам говорят, что Церковь политикой заниматься не должна. Но если под политикой понимать просто общественный порядок, то почему же Церковь не должна принимать участие в жизни общества? Ведь Бог создал нас для того, чтобы мы жили в этом мире и населяли его, а не для того, чтобы мы от него совершенно отрешались: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17, 15).

Однако, когда речь идет о политике, то речь идет отнюдь не просто об “общест-венном порядке”. Подумайте: что такое жизнь за церковной оградой? Это — служение диаволу, потому что вне церковной ограды, вне тела Христова, есть только духовная смерть; поэтому жизнь ни в коем случае нельзя делить на политическую и религиозную. Есть жизнь во Христе и со Христом, а все, что за пределами ее, — диавольские подделки, суррогаты, обман, ложь. Простые люди, люди, которые иногда не понимают даже, что происходит, по простоте своей зачастую начинают принимать участие в этой чехарде, водить какие-то демократические, либеральные и прочие хороводы. Пусть Господь спасет нас от всего этого Вавилона греха и словоблудия, пусть Господь научит нас следовать не за современными политиками, которые идут-то, в общем, все в разные стороны, а только лишь за Ним одним. Мы должны помнить, что наше царство — не от мира сего; наше царство существует, это святая Православная Церковь, и мы являемся подданными в этом царстве, а искать для себя счастья где-то в стороне от Дома Божия — безумие. В нашей стране можно найти людей, которые действительно были бы способны помочь ей, но это должны быть люди воцерковленные, а не те, которые только имеют имя и как бы живы, но на самом деле мертвы (Откр. 3, 1), которые бьют себя в грудь и говорят: “мы православные, мы за Святую Русь!” А в храме мы их не видим.

 

И вот сказано в слове Господнем: Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома (2 Цар. 15, 12). Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги царя Давида, забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что происходит с Давидом в тот момент, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, предреволюционная ситуация? Говорится: И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы — рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата (2 Цар. 15, 13–17).

 

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника — блаженной памяти государя нашего Николая Александровича, Николая II.

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, — он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к влас-ти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

 

Давид — это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя (2 Цар. 15, 18). То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Но вот иные люди — огромная толпа — собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

 

Когда на просторах нашей земли уничтожалось самое имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть — это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерей-ские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

 

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит, уходит пешком, потому что знает, что если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое “правление” с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Поистине, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола — путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, — сам становится лишь слепым орудием диаволь-ских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (Мф. 4, 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но он не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравые люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война — между сторонниками Давида и людьми Авессалома. В результате этой войны Авессалом погибает. И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небои и землею, а мул, бывший под ним, убежал (2 Цар. 18, 9). Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми он так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в них; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, и он повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, между небом и землею — между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис между небом и землею, и увидел это некий воин — а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе. И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 11–12).

 

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, а всего лишь отрок, его дитя. Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы. А это наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить — когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

 

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: “зачем же я сжег его поле?!” — Cамые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей, запомните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное думал: “зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!”. Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что — несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье — все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

 

Не дай Бог, если и наши дети повиснут между небом и землей, так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится: И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? (2 Цар. 18, 32). А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду: Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! (2 Цар. 18, 32–33). Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

 

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помаз)уем их святым Миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготовляет памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных людей — они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба — это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится (Притч. 22, 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: “Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?” И далее он сказал: “Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь”. И я думаю, что каждый из посещающих наш храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине укра-шают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи! Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: сын мой, сын мой Авессалом!.. 

Назад к содержанию книги.